Исторический факультет

Положение об историческом факультете 


Кафедра всеобщей истории _  _ Кафедра истории России   Студентам заочной формы обучения

urtenov

Уртенов Науруз Сулейменович И.о. декана, кандидат физико-математических наук, доцент

 

Юрченко Наталья Ивановна
Зам. декана по воспитательной работе, старший преподаватель

Батчаева Мария Касымовна
Зам. декана по ОЗО и НИР, кандидат исторических наук, доцент

Борлакова Фатима Асланбековна
Зам. декана по учебной работе , кандидат исторических наук, ст.преподаватель

 

 


ИСТОРИЯ ФАКУЛЬТЕТА

Исторический факультет – ровесник университета.

Учительский институт, открытый в 1938 г. в центре Карачаевской автономной области г. Микоян-Шахар, имел в своем составе три отделения: физико-математическое, языка и литературы, историческое. В том же году был сделан первый набор студентов-историков. После образования в 1940 г. Карачаево-Черкесского государственного педагогического института историческое отделение появилось и в нем. Тогда же в 1940 г. Учительский институт осуществил первый выпуск учителей истории. В пединституте функционировала также кафедра истории народов СССР в составе Г. Дятлова (завкафедрой), И.И. Галича, Л.А. Сердобольской, П.Е. Агринского, Х.О. Лайпанова и др. Ее сотрудники активно подключились к научной и преподавательской деятельности в регионе. Например, в 1940 г. сотрудники кафедры, студенты пединститута, совместно с историками Карачаевского научно-исследовательского института приняли участие в большой археологической экспедиции на территории Карачаевской автономной области (КАО). В 1941 г. планировалась новая совместная экспедиция с участием Академии наук СССР. Однако на дальнейшее последовательное развитие исторического образования и науки в КАО существенное влияние оказала Великая Отечественная война, немецкая оккупация (август 1942 – январь 1943 г.) и последующая депортация карачаевцев, сопровождавшаяся ликвидацией Карачаевской автономной области. После ликвидации автономии высшие образовательные и научные учреждения области были на несколько лет закрыты. Только в 1957 г. Карачаево-Черкесский госпединститут возобновил свою работу. Тем не менее, еще несколько десятков лет институт не готовил специалистов-историков. Эта деятельность была возобновлена в 1988 г., когда на базе кафедры «Истории КПСС» была создана секция «Всеобщей истории» в составе: Текеева К.М., Бембеева В.Ш., Шаманова И.М., Биджиева Х.Х-М., Багдасаровой Е.А., послужившая основой для открытия исторического отделения на филологическом факультете КЧГПИ.

В 1990 г. секция была преобразована в кафедру «Всеобщей истории». В следующем 1991 г. отделение истории было преобразовано в исторический факультет, первым деканом которого (оставшись по совместительству завкафедрой) стал д.и.н., доц. Текеев Кемал Муссаевич. Первым заместителем декана по учебно-воспитательной работе стал доцент Бесленеев Мурадин Султанович. В 1993 г. факультет возглавила к.и.н., доцент Байрамукова Фатима Джашуевна. С 1997 по 2012 г. факультет возглавлял к.филос.н., проф. Асхаков Солтан Исламович. В 2012-2017 гг. в должности декана работала к.и.н., доц. Кубанова Марина Назировна; в период с 1.03. – 21.11.2017 г. – д.и.н., проф. Бегеулов Рустам Маратович.

Заместителями декана в разные годы были доц. Текеева З.Х., доц. Куначева Ф.Г., доц. Абайханова (Магаяева) П.И., ст. преподаватели Тоторкулов Н.Х. и Юрченко Н.И., доц. Чомаева Г.А.

5 июня 1992 г. Совет КЧГПИ принял решение «О разделении кафедры «Всеобщей истории» на кафедры «Всеобщей истории» и «Истории Отечества».

Завкафедрой Истории Отечества был назначен д.и.н., доц. Текеев Кемал Муссаевич (с 1993 г. – профессор). Завкафедрой Всеобщей истории стал к.и.н., доц. Биджиев Ханапи Хаджи-Муратович (с. 1993 г. – д.и.н., проф.). С 1999 г. кафедра Истории Отечества стала именоваться кафедрой Истории России. После скоропостижной кончины первого завкафедрой д.и.н., проф. Текеева К.М. в 2002 г. кафедру возглавил к.и.н., доц. Семенов Ибрагим Кочкарович. К этому времени кафедра насчитывала уже 10 штатных работников, из которых 4 – кандидаты исторических наук. С 2008 г. и по настоящее время в должности завкафедрой истории России работает д.и.н., проф. Бегеулов Рустам Маратович.

Сегодня кафедра истории России насчитывает 13 преподавателей, из которых 5 докторов исторических наук. Большинство членов кафедры занимаются научными исследованиями в области этнографии и истории Кавказа.

Кафедра Всеобщей истории с 1992 г. существует как самостоятельная единица. Первым заведующим, возглавляющим кафедру с 1992 г. по 1994 г., был доц. Биджиев Ханапи Хаджи-Муратович. С 1994 г. по 1996 г. кафедрой руководил к.и.н., доц. Шаманов Ибрагим Магомедович. Затем его сменил к.и.н., доц. Бесленеев М.С., руководивший кафедрой до 2001 г. С 2001 по 2012 г. кафедру возглавляла к.и.н., доц. Кубанова М.Н. В феврале 2012 г. на заседании Ученого Совета университета она была избрана деканом исторического факультета. Завкафедрой Всеобщей истории  был назначен к.и.н., доц. Байрамуков А.С.

Сегодня кафедра Всеобщей истории включает в себя 9 человек, из которых 8 кандидаты наук. На кафедре разрабатываются учебно-методические комплексы по всем направлениям и специальным дисциплинам. Члены кафедры ведут научные исследования, связанные со стыковыми проблемами истории Кавказа и мировой истории. В разные годы на кафедрах факультета работали известные в республике специалисты: к.и.н. Шаманов И.М., к.и.н. Тебуев Р.С., к.и.н. Хатуев Р.Т., к.и.н. Бердиев З.П., Тебуева Л. И., Герюков С.З., д.и.н. Лайпанов К.Т., к.и.н. Джантеева Д.С. и др.

В 1993 г. было положено начало комплектованию книжных фондов кабинета истории исторического факультета, что дало возможность студентам и аспирантам знакомиться с новинками отечественной и зарубежной исторической науки. В первые годы работы кабинета им руководила ветеран Великой отечественной войны Порублева М.И. Последние 15 лет его заведующим является Бегеулова Алиса Павловна.

С 1997 г. на факультете начало работать научное студенческое общество, стали организовываться студенческие научные конференции. Студенты истфака неоднократно принимали участие в работе Международных и Всероссийских студенческих конференций и олимпиад, проводимых в гг. Москве, Санкт-Петербурге, Туле, Белгороде, Армавире, Ставрополе, Махачкале и др.

До 2002 г. факультет осуществлял подготовку только по специальности 050401 – «История»  с присвоением квалификации «учитель истории». Для углубленного изучения отдельных аспектов образовательной программы студенты обучались и обучаются по специализациям «История России», «История стран Запада», «Обществознание», «Этнология». С 2009 г. параллельно осуществляется подготовка бакалавров истории по направлению 520800.62 «История». В 2010 г. началась подготовка бакалавров педобразования с профилем «История». В 2012 г. осуществлен первый набор на направление бакалавриата 46.03.01 (030600.62 )«История», профиль «Историческое краеведение» и через год был открыт новый профиль “История международных отношений”. В 2014 году была получена лицензия на открытие магистратуры по направлению 46.04.01(520800.65) “История”(магистерская программа “История и культура регионов России”). Тогда  же был осуществлен и первый набор на заочное отделение магистратуры по направлению 44.04.01(520800.65) – “Педагогическое образование”(магистерская программа “Историческое образование”). В 2015 году – первый набор на очное отделение по данному направлению.

 В 2008 г. факультет получил лицензию на право обучения студентов по направлению бакалавриата 39.03.02(040400.62) «Социальная работа»(профиль) “Социальная работа в системе социальных служб”.  В 2009 г. был осуществлен первый набор, а в 2013 г. – первый выпуск бакалавров социальной работы.

Реализацию основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению 040400.62 – «Социальная работа» профиль – Социальная работа в системе социальных служб” обеспечивает кафедра философии и социальной работы. Данная кафедра стала правопреемницей общеуниверситетской кафедры философии, которая на основании решения Ученого совета университета (протокол №9 от 30.04.2013г.) «Об оптимизации деятельности кафедр» приказом ректора № 630-К от 20.06.2013г.  была переименована и с 02.09.2013г. введена в состав исторического факультета.

На факультете оформились основные направления научных исследований, включающие проблемы истории и культуры России, Северного Кавказа, истории западноевропейских стран, а также проблемы социальной работы в целом в регионе и стране, проблемы взаимодействия общества и государства, работы с молодежью, проблемы милосердия и благотворительности. Преподаватели факультета регулярно выступают на семинарах, симпозиумах, конференциях различного уровня, включая международные, участвуют в разработках научных грантов. Результаты научных исследований публикуются в отечественных и зарубежных научных изданиях. Более 10 лет исторический факультет ежегодно издает сборники научных статей «Исторические этюды» и «Кавказ между Западом и Востоком», историко-этнографический альманах «De Caucaso».

В 2009, 2010, 2011 гг. на базе факультета были проведены крупные Всероссийские научные конференции «Обычное право и правовой плюрализм на Северном Кавказе в XIX в. «Социокультурные и политические проблемы высокогорных районов Кавказа: прошлое, настоящее, будущее», «Великая Отечественная война в истории народов Северного Кавказа», Интернет – конференция молодых ученых «Этнические меньшинства в Европе и России: проблемы культуры и повседневности» и др. Для студентов-историков, проявивших интерес к научной работе, открыта возможность продолжить свое обучение в аспирантуре по направлению 46.06.01 “Исторические науки и археология”, направленность программы: “Отечественная история” , 46.06.01 “Исторические науки и археология”, направленность программы:  “Этнография, этнология и антропология”.

Направления подготовки бакалавров и магистров :

46.03.01 «ИСТОРИЯ», ПРОФИЛЬ «ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», «ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ», КВАЛИФИКАЦИЯ - БАКАЛАВР ИСТОРИЯ

НАПРАВЛЕНИЕ БАКАЛАВРИАТА 46.03.01(030600.62) «ИСТОРИЯ», ПРОФИЛЬ «ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», «ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

Область профессиональной деятельности бакалавров истории  включает в себя работу

– в  образовательных  организациях  профессионального  и  высшего  образования,  архивах, музеях,     профильных     академических институтах  и научно-исследовательских      институтах, экспертно-аналитических центрах, общественных и государственных организациях информационно-аналитического профиля;

– в средствах    массовой    информации    (далее    –    СМИ)    (включая     электронные),     органах государственного управления и местного самоуправления,

– в туристическо-экскурсионных организациях.

Объектами     профессиональной     деятельности    бакалавров истории  являются  исторические  процессы   и   явления   в   их   социокультурных,   политических, экономических измерениях и их отражение в исторических источниках.

Виды   профессиональной   деятельности   бакалавров истории

– научно-исследовательская;

– педагогическая;

– организационно-управленческая;

-культурно-просветительская;

– экспертно-аналитическая.

Программа   бакалавриата   ориентирована на     научно-исследовательский     и     (или)     педагогический     вид      (виды) профессиональной   деятельности   как   основной   (основные)   (далее   –    программа    академического бакалавриата);

В ходе освоения  программы бакалавриата студент учится  решать следующие профессиональные задачи:

научно-исследовательская деятельность:

– использование навыков работы в архивах и музеях, библиотеках;

– поиск необходимой информации в библиотечных и электронных каталогах, в сетевых ресурсах;

– подготовка обзоров, аннотаций, составление рефератов и библиографии по тематике  проводимых исследований;

 

педагогическая деятельность:

– практическое использование  знаний  основ  педагогической  деятельности  в  преподавании  курса истории в общеобразовательных организациях;

– реализация в процессе  преподавания  истории  в  общеобразовательных  организациях  основных задач: воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей  страны,  к  правам  и  свободам человека, демократическим принципам общественной жизни; усвоение  знаний  о  важнейших  событиях, процессах  и  явлениях  отечественной  и  всемирной  истории   в   их   взаимосвязи   и   хронологической последовательности;

овладение элементарными  методами  исторического  познания,  навыками  работы  с  различными источниками исторической информации;

– формирование  ценностных  ориентиров   в   ходе   ознакомления   с   исторически   сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;

организационно-управленческая деятельность:

– подготовка    и    обработка    аналитической    информации    для    принятия    решений    органами государственного управления и местного самоуправления;

– работа с базами данных и информационными системами;

культурно-просветительская деятельность:

– информационное    обеспечение     историко-культурных     и     историко-краеведческих     аспектов деятельности организаций и учреждений культуры;

экспертно-аналитическая деятельность:

– подготовка и обработка информации для обеспечения  практической  деятельности  аналитических центров, общественных и государственных организаций и средств массовой информации.

Кроме базовых дисциплин, бакалавр изучает вариативные дисциплины (дисциплины по выбору) Кроме того, дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы бакалавриата и  практики, определяют   направленность   (профиль)   программы   бакалавриата.    После   выбора    обучающимся направленности   (профиля)   программы   набор   соответствующих   дисциплин   (модулей)   и    практик становится обязательным для освоения обучающимся. Изучение дисциплин профиля начинается с 3 курса бакалавриата.

 

               Профиль                                                                            Профиль

 «Историческое краеведение»                              «История международных отношений»

 

История Северного Кавказа  (до XX в.)   Введение в теорию международных отношений
Этнография народов КЧР История дипломатии
История Северного Кавказа (XX-XXI вв.) История международных отношений
Межэтнические контакты народов Северного Кавказа История стран Центральной и Юго-Восточной Европы
Обычное право народов КЧР   Национальные идеи и национализм в странах Запада в новое время
Становление и развитие международной правовой системы Внешняя политика России
Интеграция Северного Кавказа в состав России (XIX в.) Основы международного права
Национально-государственное строительство на Северном Кавказе в советский период Противодействие коррупции
Противодействие коррупции Западноевропейская интеграция: история и современность
Зарубежная историография истории Северного Кавказа Дипломатический протокол
Историография истории КЧР Интеграционные процессы в странах Латинской Америки, Африки, Азии
Архитектурные традиции народов Северного Кавказа Политическая конфликтология
Археологические памятники КЧР   Восток и Запад: взаимодействие культур

 

За период обучения студенты проходят несколько видов практик, среди которых учебные и производственные, в том числе преддипломная практики:

– археологическая (1 курс) – практика по получению первичных профессиональных умений и навыков. Способы проведения учебной практики – выездная (полевая).

– архивно-музейная (2 курс)  – практика по получению профессиональных умений и опыта  профессиональной  деятельности. Способы проведения производственной практики – выездная;

– педагогическая (3 курс) – практика по получению профессиональных умений и опыта  профессиональной  деятельности. Способы проведения производственной практики – стационарная;

– преддипломная (4 курс)  практика  проводится  для  выполнения  выпускной  квалификационной  работы.

Для  лиц  с  ограниченными  возможностями  здоровья  выбор  мест  прохождения  практик  осуществляется с учетом состояния здоровья и требований по доступности.

Государственная итоговая аттестация включает в себя защиту выпускной  квалификационной работы и  государственный   экзамен.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АБИТУРИЕНТОВ: Базовый уровень образования – среднее. Форма обучения – очная, заочная. Сроки обучения – 4 года (очно), 5 лет (заочно). Прием осуществляется на бюджетной и хоздоговорной основе. Зачисление – по результатам ЕГЭ по следующим дисциплинам: – история России, – обществознание, – русский язык.

Инвалиды, граждане иностранных государств при поступлении могут приниматься по традиционной системе (экзамены) без сдачи ЕГЭ. Прием документов на очное и заочное отделения с 20 июня по 25 июля.

44.03.01 «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», ПРОФИЛЬ «ИСТОРИЯ», КВАЛИФИКАЦИЯ - БАКАЛАВР ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НАПРАВЛЕНИЕ БАКАЛАВРИАТА 44.03.01(050100.62) «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», ПРОФИЛЬ «ИСТОРИЯ»

Область профессиональной деятельности бакалавров: образование, социальная сфера, культура. Объекты профессиональной деятельности бакалавров: обучение, воспитание, развитие, просвещение; образовательные системы. Виды профессиональной деятельности бакалавров: педагогическая, культурно-просветительская.

Задачи профессиональной деятельности бакалавров в области педагогической деятельности:
  • изучение возможностей, потребностей, достижений учащихся в
  • области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития;
  • организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям учащихся, и отражающих специфику предметной области;
  • организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности;
  • использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с использованием информационных технологий;
  • осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.
в области культурно-просветительской деятельности:
  • изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;
  • организация культурного пространства;
  • разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп;
  • популяризация художественных знаний в широких слоях общества.
Организация профессиональной подготовки

Подготовка бакалавров педобразования с профилем «История» на историческом факультете осуществляется с 2011 г. по очной и заочной форме обучения. Обучение по основным предметам профессионального цикла и дисциплин профильной подготовки осуществляется преподавателями кафедры истории России и кафедры Всеобщей истории исторического факультета.

Студенты, обучающиеся по данному направлению изучают:
  • гуманитарные и социально-экономические дисциплины: философия, иностранный язык, педагогическая риторика, экономика, история КЧР, профессиональная этика, русский язык и культура речи, образовательной право, социология, история и теория политики, правоведение, сравнительная история мировых религий, экономика КЧР;
  • математические и естественнонаучные дисциплины: информационные технологии в образовании, естественнонаучная картина мира, основы математической обработки информации, основы экологической культуры, историческая информатика, компьютерные технологии и базы данных в истории;
  • профессиональные дисциплины: психология, педагогика, методика обучения истории, безопасность жизнедеятельности, возрастная анатомия, физиология и гигиена, основы медицинских знаний и здорового образа жизни, археология;
  • обязательные дисциплины (дисциплины профиля»: история России, новейша отечественная история, история Древнего мира, история Средних веков, исторя Нового времени, история Новейшего времени, современная история, специальные исторические дисциплины, история исторической науки, историческое краеведение;
дисциплины по выбору:
  • Intel «Обучение для будущего»,
  • Защита населения и территория в ЧС,
  • этнология,
  • археологические памятники КЧР,
  • историческое архивоведение,
  • культура и быт европейского общества в эпоху Возрождения,
  • российско-османское военно-политическое противоборство,
  • государственно-правовая система в странах Запада (XVII-XIX вв.),
  • история политических партий в России,
  • становление и развитие международной правовой системы,
  • этнография народов Северного Кавказа,
  • источниковедение,
  • традиционная культура и быт народов Европейской России,
  • новейшая история стран Ближнего Востока,
  • ислам в истории России,
  • национальный вопрос в странах Европы в XIX в.,
  • межэтнические коммуникации и конфликты в России,
  • конфликты в истории международных отношений во второй половине XX- начале XXI вв.,
  • история Северного Кавказа, история стран СНГ,
  • основы специальной педагогики и психологии,
  • этнопедагогика.

Практики:

  • археологическая,
  • музейно-архивная,
  • педагогическая.
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АБИТУРИЕНТОВ:

Базовый уровень образования – среднее. Форма обучения – -очная, заочная. Сроки обучения – 4 года (очно), 5 лет (заочно). Прием осуществляется на бюджетной и хоздоговорной основе. Зачисление – по результатам ЕГЭ по следующим дисциплинам: – математика, – МХК, – русский язык.

Инвалиды, граждане иностранных государств при поступлении могут приниматься по традиционной системе (экзамены) без сдачи ЕГЭ.

 

Прием документов на очное и заочное отделения с 20 июня по 25 июля.

39.03.02 «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА», ПРОФИЛЬ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ», КВАЛИФИКАЦИЯ - БАКАЛАВР СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 39.03.02 – СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КВАЛИФИКАЦИЯ – БАКАЛАВР СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 

Профиль – Социальная работа в системе социальных служб

 

Профессия «социальный работник» объединяет специалистов различных направлений и специализаций в сфере социального обслуживания населения, предоставления различных видов социальных услуг и помощи, оказания мер социальной поддержки, социальных выплат, проведение юридических и психологических консультаций, защите прав работающего населения, реабилитации инвалидов и многое другое.

Социальная работа имеет своей основной целью содействие человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, возникшей под влиянием внешних и (или) внутренних причин и полностью или частично отчужденному от жизнедеятельности социума вследствие ограничения собственных возможностей, в приобретении или восстановлении социальных функций, обеспечивающих его нормальную жизнедеятельность и полноценное социальное функционирование.

 

  1. Область профессиональной деятельности выпускников программ бакалавриата включает:

государственную службу занятости;

государственную службу медико-социальной экспертизы;

федеральную государственную миграционную службу;

МЧС;

пенитенциарную систему;

предприятия, фирмы (государственные, частные, общественные, а также промышленные и сельскохозяйственные);

ритуальную службу;

силовые структуры;

систему здравоохранения;

систему культуры;

систему образования;

систему пенсионного обеспечения;

систему социального обслуживания;

систему социального страхования;

систему социальной защиты.

  1. Объектами профессиональной деятельности выпускников программ бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр» являются:

отдельные лица, семьи, группы населения и общности, нуждающиеся в социальной поддержке, помощи, защите и социальном обслуживании;

коллективы учреждений социальной сферы;

общественные организации (фонды, ассоциации, объединения);

специалисты и подразделения учреждений, организаций, органов управления социальной защиты населения, социального обслуживания, социального страхования, пенсионного обеспечения, здравоохранения, образования, культуры;

социально ориентированный бизнес.

  1. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники программ бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр»:

социально-технологическая;

организационно-управленческая;

исследовательская;

социально-проектная.

  1. Выпускник программы бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр», в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата, готов решать следующие профессиональные задачи:

социально-технологическая деятельность:

разработка и эффективное применение социальных технологий, учитывающих особенности современного сочетания глобального, национального и регионального, специфику социокультурного развития человека и общества, обеспечения его социального здоровья;

целенаправленная и эффективная разработка и реализация моделей современных технологий психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы в области социальной защиты, социального обслуживания и социальной поддержки населения;

обеспечение высокой культуры технологий социальной защиты, социального обслуживания и социальной поддержки населения, благополучия граждан, их физического, психического и социального здоровья;

личное участие в посреднической, социально-профилактической и консультационной деятельности, организация бесконфликтного делового общения с сотрудниками и подопечными (клиентами) по проблемам социальной адаптации, абилитации и реабилитации;

самостоятельное (на уровне технологического процесса) и творческое осуществление, поиск оптимального способа оказания социальной помощи и услуг отдельным лицам, социальным группам;

личностно-ответственное участие в создании социально благоприятной среды инновационной деятельности организаций, учреждений, коллективов и служб социальной защиты населения;

профессионально и граждански мотивированное участие в решении проблем клиентов путем привлечения соответствующих специалистов и мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов человека, обеспечения его здорового образа жизни;

предупреждение личной профессиональной деформации, профессиональной усталости, профессионального “выгорания”, девиаций социального здоровья;

исследовательская деятельность:

изучение особенностей культуры социальной жизни, благополучия, поведения различных национально-этнических и половозрастных, а также социально-классовых групп;

анализ специфики социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп;

анализ, структурирование, оценка социальной информации с разных точек зрения, выделение в ней главного;

диагностика, прогнозирование, проектирование и моделирование социальных процессов и явлений в системе социальной защиты населения, обеспечения его социального здоровья;

соучастие (партнерство) в деятельности научных коллективов, проводящих исследования по различным направлениям психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы;

самостоятельное определение научной и практической ценности решаемых задач в области социальной работы и составление практических рекомендаций по использованию результатов научных исследований;

выявление разных способов решения исследовательских задач;

осуществление поиска путей повышения эффективности социальной работы в целом, социальной защиты населения в частности;

представление (презентация) результатов исследований в формах отчетов, рефератов, публикаций в доступном для других виде;

систематическое использование результатов научных исследований в обеспечении эффективности деятельности социальных работников, профессиональной поддержки благополучия различных слоев населения, их физического, психического и социального здоровья;

организационно-управленческая деятельность:

определение, конкретизация и построение иерархии задач деятельности отдельных социальных работников и их групп в основных направлениях психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, в том числе медико-социальной помощи;

самостоятельное осуществление координации деятельности по выявлению лиц, нуждающихся в социальной защите;

стимулирование мотивации профессионального развития, творческое участие в организационно-административной работе в подразделениях учреждений и служб социальной защиты населения;

разработка предложений по повышению эффективности системы контроля деятельности и мотивации труда специалистов учреждений социальной защиты населения;

содействие координации деятельности различных специалистов в решении задач социальной защиты населения и при работе в конкретных случаях, в организации медико-социальной помощи;

организация делового общения, приносящего максимальную пользу социальной защите населения;

принятие ответственности за результат действий в рамках своих функциональных обязанностей;

понимание, осознание, критическая оценка принципов и механизмов деятельности в рамках ее избранного профиля и конкретного случая;

принятие ответственности за результат действий сотрудников на конкретном участке деятельности и принятие решений в нестандартной ситуации;

обеспечение высокой социальной культуры управленческой деятельности работников учреждений социальной защиты, кадров, содействующих социальному благополучию граждан;

учет в процессе осуществления организационно-управленческой деятельности особенностей национально-культурного и половозрастного развития граждан, их социального положения, физического, психического и социального здоровья;

социально-проектная деятельность:

обеспечение высокой социальной культуры своего участия в социоинженерной и социально-проектной деятельности учреждений, участвующих в решении проблем социальной защиты, благополучия населения;

учет специфики физического, психического и социального здоровья, особенностей национально-культурного пространства и характера жизнедеятельности различных этнонациональных и половозрастных, а также социально-классовых групп как объектов социально-проектной деятельности учреждений социальной сферы, обеспечивающих благополучие граждан;

участие в разработке социальных проектов в рамках мероприятий государственной и корпоративной социальной политики;

участие в пилотных проектах по созданию экспериментальных площадок в системе социальной работы;

участие в разработке комплексных и индивидуальных социальных проектов для привлечения дополнительных финансовых средств;

участие в работе по решению проблемы в конкретном случае трудной жизненной ситуации, умение проектировать современные виды психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, а также медико-социальной помощи.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АБИТУРИЕНТОВ

 

Базовый уровень образования – среднее

Форма обучения – очная, заочная.

Сроки обучения – 4 года (очно), 5 лет (заочно)

Прием осуществляется на бюджетной и хоздоговорной основе.

Зачисление на все отделения (очно и заочно) исторического факультета производится по результатам ЕГЭ по следующим дисциплинам:

– русский язык

– история России

– обществознание

Лица, закончившие общеобразовательные учреждения до 1 января 2009 г., инвалиды, граждане иностранных государств при поступлении могут приниматься по традиционной системе (экзамены) без сдачи ЕГЭ.

 

Прием документов на очное и заочное  отделения с 20 июня по 25 июля.

Для лиц, поступающих с целью получения второго высшего образования, обучение является платным.

46.04.01«ИСТОРИЯ», МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА РЕГИОНОВ РОССИИ», КВАЛИФИКАЦИЯ - МАГИСТР ИСТОРИИ

Направление подготовки

46.04.01 «История»,

магистерская программа «История и культура регионов России» 

Руководитель магистерской программы – д.и.н., профессор кафедры истории России Р.М. Бегеулов

Формы обучения: очная, заочная.
Сроки получения образования: 2 года по очной форме обучения и 2,5 года по заочной форме обучения.
Квалификация:
Магистр
Вступительные испытания:
– Экзамен по истории России
Стоимость обучения (при поступлении на внебюджетной основе):
– в соответствии с Приказом ректора (см. на сайте КЧГУ)

Магистерская программа 46.04.01 «История» определяет:

Виды профессиональной деятельности магистра:

    • педагогическая;
    • научно-исследовательская;
    • культурно-просветительская;
    • экспертно-аналитическая;
    • организационно-управленческая.

Основные  виды  профессиональной  деятельности  магистра  связаны  с  работой  в  качестве преподавателя,  научного  работника,  сотрудника  архивов,  музеев,  библиотек,  эксперта  и аналитика,  государственного  и  муниципального  служащего,  творческого  работника  средств массовой информации, специалиста по историко-культурному и познавательному туризму.

Задачи профессиональной деятельности выпускника:

в научно-исследовательской деятельности:

  • подготовка и проведение научно-исследовательских работ в соответствии с профилем ООП магистратуры;
  • анализ  и  обобщение  результатов  научного  исследования  на  основе  современных междисциплинарных подходов;
  • подготовка  и  проведение  научных  семинаров,  конференций,  подготовка  и  редактирование научных публикаций;
  • использование  в  исследовательской  практике  современного  программного  обеспечения  в соответствии  с  профилем  ООП
  • магистратуры (в  том  числе  в  целях  разработки  тематических сетевых ресурсов, баз данных и информационных систем);

в педагогической деятельности:

  • практическое  использование  знаний  основ  педагогической  деятельности  в  преподавании курса истории на всех уровнях общего и профессионального образования;
  • анализ  и  объяснение  политических,  социокультурных,  экономических  аспектов,  роли человеческого фактора, цивилизационной составляющей исторического процесса;
  • применение  современных  информационно-коммуникационных  технологий  в  учебном процессе;

в организационно-управленческой деятельности:

  • постановка  и  решение  задач,  связанных  с  реализацией  организационно-управленческих функций, использование для их осуществления методов изученных наук;
  • организация и оптимизация работы исполнителей, принятие управленческих решений;
  • подготовка  аналитической  информации (с  учетом  исторического  контекста)  для  принятия решений органами государственного управления и местного самоуправления;
  • работа с базами данных и информационными системами при реализации организационно-управленческих функций;

в культурно-просветительной деятельности:

  • осуществление  историко-культурных  и  историко-краеведческих  функций  в  деятельности организаций и учреждений культуры (архивы, музеи);

в экспертно-аналитической деятельности:
разработка  исторических  и  социально-политических  аспектов  в  деятельности информационно-аналитических  центров,  общественных,  государственных  и  муниципальных учреждений и организаций средств массовой информации.
Основные дисциплины учебного плана:

Философия и методология науки
Правоведение
Информационные технологии в исторических исследованиях и образовании
Проблемы историографии и источниковедения Северного Кавказа
Иностранный язык
Археология Северо-Западного Кавказа
Этнология Северного Кавказа
Междисциплинарные подходы в современной исторической науке
Актуальные проблемы исторических исследований
Искусство народов КЧР в 20 веке
Государственные образования Северного Кавказа в эпоху Средневековья
Этнополитическая история Северного Кавказа XVI-XIX веков
Культура народов КЧР: традиции и современность
Народы КЧР в годы Великой Отечественной войны
Историческая география и демография Северного Кавказа
Музееведение
Религиозная система народов Северо-Западного Кавказа
Обычное право и правовой плюрализм на Северном Кавказе
Общественные и национальные движения в КЧР в новейшее время
Национально-государственное строительство на Северном Кавказе в советский период

При реализации образовательной программы предусматриваются следующие практики:

      • научно-исследовательская работа;
      • производственная практика, включающая:
      • практику по получению профессиональных умений и опыта профес­иональной деятельности;
      • педагогическую практику;
      • преддипломную практику.

Способы проведения производственной практики:

      • стационарная;
      • выездная.

Основными базами  практик являются кафедры истории России и Всеобщей истории исторического факультета КЧГУ.

Для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик осуществляется в соответствии с состоянием здоровья и требования по доступности

Государственная итоговая аттестация вклю­чает защиту выпускной квалификационной работы (в т.ч. подготовка к защи­те и процедура защиты), а также подготовку и сдачу комплексного госу­дарственного экзамена по истории.

Всего по дисциплинам ООП задействовано 14 преподавателей. Из них 3 имеют ученые степени доктора исторических наук; 11 – ученые степени кандидатов наук в соответствующих отраслях.

 

44.04.01 «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА «ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Направление подготовки

44.04.01 «Педагогическое образование»,

магистерская программа «Историческое образование»

Руководитель магистерской программы – д.и.н., профессор кафедры истории России Ч.С. Кулаев

Формы обучения: очная, заочная.
Сроки получения образования: 2 года по очной форме обучения и 2,5 года по заочной форме обучения.
Квалификация:
Магистр
Вступительные испытания:
– Экзамен по истории России
Стоимость обучения (при поступлении на внебюджетной основе):
– в соответствии с Приказом ректора (см. на сайте КЧГУ)
 

«Педагогическое образование» (Историческое образование) – это магистерская программа, которая определяет:
Область профессиональной деятельности выпускника: образование, социальная сфера, культура.
Объекты профессиональной деятельности выпускника: обучение, воспитание, развитие, просвещение, образовательные системы.
Виды профессиональной деятельности выпускника: педагогическая, научно-исследовательская, управленческая, проектная, культурно-просветительская.
Задачи профессиональной деятельности выпускника:
в области педагогической деятельности:

      • изучение возможностей, потребностей и достижений обучающихся общеобразовательных учреждений, различных профильных образовательных учреждений, образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и про­ектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания и развития;
      • организация процесса обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям стар­ших школьников, юношей и девушек, и отражающих специфику предметной об­ласти;
      • организация взаимодействия с коллегами, родителями, взаимодей­ствие с социальными партнерами, в том числе с иностранными, поиск новых со­циальных партнеров, включение во взаимодействие с социальными партнерами обучающихся;
      • использование имеющихся возможностей образовательной среды и проектирование новых условий, в том числе информационных, для обеспечения качества образования;
      • осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессио­нальной карьеры;

в области научно-исследовательской деятельности:

      • анализ, систематизация и обобщение результатов научных исследо­ваний в сфере образования путем применения комплекса исследовательских ме­тодов при решении конкретных научно-исследовательских задач;
      • проектирование, организация, реализация и оценка результатов научного исследования в сфере образования с использованием современных ме­тодов науки, а также информационных и инновационных технологий;
      • организация взаимодействия с коллегами, взаимодействие с соци­альными партнерами, в том числе с иностранными, поиск новых социальных партнеров при решении актуальных исследовательских задач;
      • использование имеющихся возможностей образовательной среды и проектирование новых условий, в том числе информационных, для решения научно-исследовательских задач;
      • осуществление профессионального и личностного самообразования, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры, участие в опытно-экспериментальной работе;

в области управленческой деятельности:

      • изучение состояния и потенциала управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа;
      • исследование, проектирование, организация, и оценка реализации управленческого процесса с использованием инновационных технологий ме­неджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям разви­тия управляемой системы;
      • организация взаимодействия с коллегами и социальными партнера­ми, в том числе, с иностранными, поиск новых социальных партнеров при реше­нии актуальных управленческих задач;
      • использование имеющихся возможностей окружения управляемой системы и проектирование путей ее обогащения и развития для обеспечения ка­чества управления;

в области проектной деятельности:

      • проектирование образовательных сред, обеспечивающих качество образовательного процесса;
      • проектирование образовательных программ и индивидуальных обра­зовательных маршрутов;
      • проектирование содержания новых дисциплин и элективных курсов для предпрофильной и профильной подготовки обучающихся, а также форм и методов контроля и различных видов контрольно-измерительных материалов, в том числе на основе информационных технологий;

в области культурно-просветительской деятельности:

      • изучение и формирование культурных потребностей, и повышение куль­турно-образовательного уровня различных групп населения, разработка страте­гии просветительской деятельности;
      • создание просветительских программ и их реализация в целях популяри­зации научных знаний и культурных традиций;
      • использование современных информационно-коммуникационных техно­логий и средств массовой информации (СМИ) для решения культурно-просветительских задач;
      • формирование художественно-культурной среды, способствующей удо­влетворению культурных потребностей и художественно-культурному развитию отдельных групп населения.

Основные дисциплины учебного плана:
 

Современные проблемы науки и образова­ния
Методология и методы научного исследо­вания
Инновационные процессы в образовании
Информационные технологии в професси­ональной деятельности
Деловой иностранный язык
История и философия и науки
Методология исторической науки
Междисциплинарные подходы в современной исторической науке
История мировых цивилизаций
Историография зарубежной и отечественной истории
Теории и современные методики обучения истории
Россия в системе мировой цивилизации
Национально-региональный компонент исторического образования
История КЧР
Актуальные проблемы исторических исследований
Нормативно-правовые основы педагогической деятельности
Современность и глобальные проблемы человечества
История мировых религий и формирование толерантности
Политическая история современной России
Социальная история Запада и России

При реализации образовательной программы предусматриваются следующие практики:

      • научно-исследовательская работа;
      • производственная практика, включающая:
      • практику по получению профессиональных умений и опыта профес­иональной деятельности;
      • научно-педагогическую практику;
      • преддипломную практику.

Способы проведения производственной практики:

      • стационарная;
      • выездная.

Основными базами  практик являются кафедры истории России и Всеобщей истории исторического факультета КЧГУ.

Для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик осуществляется в соответствии с состоянием здоровья и требования по доступности

Государственная итоговая аттестация вклю­чает защиту выпускной квалификационной работы (в т.ч подготовка к защи­те и процедура защиты), а также подготовку и сдачу комплексного госу­дарственного экзамена по истории и педагогике.

В реализации образовательной программы принимают участие 13 преподавателей, из которых три доктора наук, десять – кандидаты наук.

 

Комментарии недоступны