Естественно-географический факультет

Положение о естественно-географическом факультете 

 

Эдиев Аубекир Умарович
Декан факультета


Кафедра экологии и природопользования_ Кафедра биологии и химии_ Кафедра физической и экономической географии_

Магистратура


Общие сведения о факультете

 Для всех, кто любит природу, животный и растительный мир, экспедиции, походы, туризм, для тех, кого интересует биология и анатомия, открывает свои двери Естественно-Географический факультет.

 

В 1992 году на базе КЧГПИ был основан естественно-географический факультет (ЕГФ). В первый год факультет был филиалом факультета педагогики и методики начального образования. С 1993 года факультет начинает самостоятельную деятельность. В 1992-1993 годы на естественно-географическом факультете функционировала одна кафедра географии, биологи и химии. На базе ЕГФ были основаны две кафедры: биологии и химии и физической и экономической географии, которые осуществляют самостоятельную деятельность с 1992 года по настоящее время. Выпускающая кафедра экологии и природопользования была организована в декабре 2008 г.

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами на естественно-географическом факультете с 2011 года реализуются основные образовательные программы по следующим направлениям  бакалавриата:

  • 05.03.06 – «Экология и природопользование» (очно, заочно);
  • 05.03.02 – «География», профиль «Рекреационная география и туризм» (очно, заочно);
  • 06.03.01  – «Биология», профиль – «Общая биология» (очно);
  • 44.03.01– «Педагогическое образование», профиль – «Химия» (очно);
  • 44.03.01– «Педагогическое образование», профиль – «Биология» (заочно);
  • 44.03.01– «Педагогическое образование», профиль – «География» (заочно);

С 2013 года по направлениям  магистратуры:

  • 06.04.01  – «Биология»;
  • 05.04.06  – «Экология и природопользование»;
  • 05.04.02 – «География».

На факультете проводится подготовка аспирантов по направлению 05.06.01 ‑ «Науки о Земле», направленность программ «Физическая география  и биогеография, география почв и геохимия ландшафтов» и «Геоэкология».

На осуществление образовательной деятельности вышеуказанных направлений подготовки бакалавров, магистров и аспирантов имеется лицензия, предоставленная на основании распоряжения Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 17 сентября 2015 года № 3010-06.

Основные образовательные программы разработаны на основе федеральных государственных образовательных стандартов по соответствующим направлениям подготовки с учётом примерных учебных планов и примерных программ дисциплин, утверждённых на федеральном уровне.

Деканом ЕГФ является доцент кафедры биологии и химии, к.б.н. Эдиев А.У.

Обеспечение процесса обучения осуществляется квалифицированными кадрами.

Сведения о ППС ЕГФ

№ п/п ФИО Ученая степень Ученое звание Занимаемая должность
1. Эдиев А.У. к.б.н. доцент декан ЕГФ
2. Потапенко Ю.Я. д.г-м.н. профессор
3. Онищенко В.В. д.г.н. профессор завкафедры экологии и природопользования
4. Кочетов В.С. д. тех. н. член-корреспондент РАСН профессор
5. Демина О. Н. д.б.н. профессор профессор
6. Узденов У.Б. к.б.н. стар. науч. сотр. завкафедры биологии и химии
7. Аппоева Л.И. к.г.н. доцент завкафедры физической и экономической географии
8. Салпагарова С.И к.г.н. доцент доцент
9. Чомаева М.Н. к.п.н. доцент доцент
10. Дега Н.С. к.г.н. доцент доцент
11. Абайханова А.А. к.г.н. ст. преп.
12. Эбзеев М.М. к.с-х.н. доцент
13. Джанибекова Х.А. к.г н. доцент
14. Кипкеева П.А. к.г.н. доцент доцент
15. Аджиева М.М. к.п.н. доцент
16. Логвиненко О.А. к.б.н. доцент
17. Салпагарова Ф.С. к.б.н. ст. преп.
18. Салпагарова З.И. к.х.н. ст. преп.
19. Семенова Р.Б. к.б.н. доцент
20. Байрамкулова Б.О. к.г.н. ст. преп.
21. Салпагарова И.М. к.б.н. ст. преп.
22. Лайпанова А.М. ст. преп.
23. Семенов И.А. ст. преп.
24. Байрамукова Е.Д. ст. преп.
25. Оразова Н.А. ст. преп.
26. Чотчаева Ч.Б. ст. преп.
27. Джанкезова С.Б. ст. преп.
28. Узденова Х.И. ст. преп.

 

Остепенённость ППС составила 77%, средний возраст – 48 лет.   В настоящее время на факультете работает 4 доктора, 19 кандидатов наук.

 

Учебный процесс осуществлялся в соответствии с ФГОС, Уставом КЧГУ, локальными положениями, основными образовательными программами, рабочими программами, согласованными учебным управлением. На факультете проводится работа по созданию электронной базы учебников и учебно-методических материалов. По всем дисциплинам разработаны фонды оценочных средств, основы которых составляют рабочие программы, методические указания  к практическим и лабораторным занятиям, самостоятельной работе студентов и др.

Преподаватели в процессе обучения используют компьютерные технологии для презентации лекций, демонстраций опытов в виртуальной лаборатории, проведения практических и семинарских занятий и т.д. Большое внимание на факультете уделяется проведению индивидуальной работы со студентами. Своевременно составляются планы индивидуальной работы преподавателей. Принимаются меры по проведению лекционных и практических занятий в специальных аудиториях, лабораториях и кабинетах, оборудованных необходимым инструментарием, препаратами и техническими средствами обучения. Также уделяется должное внимание использованию демонстрационных материалов на лекциях и других формах занятий.

В учебном процессе важное место занимает организация самостоятельной работы студента – в рабочих планах дисциплин приводятся тематика и литературные источники для самостоятельного изучения. Для оказания помощи студентам в ходе выполнения самостоятельной работы имеются кабинеты биологии, географии, химии, компьютерный класс, лаборатории.  На заседаниях кафедр и Ученого совета  факультета регулярно рассматриваются вопросы дальнейшего совершенствования форм и методов организации учебного процесса.

При организации и проведении  учебных занятий для иностранных студентов учитывается их уровень владения русским языком, особенно на первых курсах (языковой барьер). В связи с этим отдельные преподаватели проводят с ними дополнительные (внеурочные) занятия в соответствии с решением учёного Совета факультета.

Проведение учебных и производственных практик имеет основную цель – закрепление теоретических знаний, полученных при изучении конкретной дисциплины. Поэтому задачи учебно-полевой практики вытекают из содержания определённой дисциплины, что обязательно учитывается преподавателями при составлении программы. Для наглядности, можно привести – из каких пунктов состоят задачи учебно-полевой практики по дисциплине – «Экология»:

  • формирование у студентов умений анализировать структуру и разнообразие сообществ, фитоценозов;
  • формирование у студентов умений сравнивать различные сообщества и

связи их с факторами окружающей среды;

  • актуализация у студентов знания по теоретическому содержанию

экологии;

  • развитие умений экспериментальных работ по экологии;
  • закрепление у студентов профессиональных навыков при

идентификации живых организмов;

  • изучение особенностей функционирования природных и техногенных

экосистем КЧР;

  • овладение навыками работы с современными приборами;
  • сбор и камеральная обработка полевого материала;
  • составление отчётной документации;

Основными предприятиями, учреждениями и подразделениями практик являются: научно-исследовательская лаборатория геоэкологического мониторинга КЧГУ, центр коллективного пользования научным оборудованием (ЦКП) КЧГУ, Северо-Кавказское управление Ростехнадзора (договор с 02.02.2010 г. по 02.02.2015 г.), «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному Федеральному округу (ЦЛАТИ по КЧР – договор с 02.02.2010 г. по 02.02.2015 г.), Администрация г. Теберды (договор с 15.10.2010 г. по 15.10.2015 г.), ООО «Домбай-Турист» (договор с 21.02.2012 г.- 21.02.2017 г.), Администрация Карачаевского городского округа (договор с 22.02.2012 г. по 22.02.2017 г.), Специальная астрофизическая обсерватория  РАН (договор с 22.02.2012 г. по 22.02.2017 г.), Тебердинский государственный природный биосферный заповедник (договор с 01.03.2012 г. по 01.03.2017 г.), Управление Росприроднадзора по КЧР (договор с 02.09.2013 г. по 02.09.2018 г.), средние образовательные учебные заведения г. Карачаевска.

Уровень материально-технического обеспечения общеобразовательных программ реализуемых на факультете позволяет обеспечить проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки: лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза.

 

 

Комментарии недоступны